Благодарственные письма
Благодарственные
письма


 
(812) 313-85-97, Ланское шоссе, Д.24, к.1
 

← Назад в раздел

История канализации: от античности до наших дней.

История – наука весьма своеобразная. Наряду с открытиями таинственных гробниц, величественных храмов и удивительных сокровищ, буквально из-под земли добываются свидетельства обыденной жизни наших далеких предшественников, которые поражают не меньше.            
Археологи дарят миру удивительные находки. В первой половине ХХ века из-под толщ земных были освобождены руины легендарного античного города Эфеса. И каково же было удивление учёных, когда рядом с величественными храмами, дворцом императора Траяна, святилищами и богатыми домами на улице Куретов (т.е. жрецов) был обнаружен… общественный туалет!

    


Его великолепие заставило наших современников покраснеть от стыда. Мраморные писсуары выстроились в ровный ряд. Высокая стена надёжно укрывала посетителей от посторонних взоров. За писсуарами проходила небольшая наклонная канавка – слив, снабжённый элегантным мраморным козырьком, прикрывающим стоки. Слив вёл в клоаку – огромного размера подземный резервуар, который вычищали по мере наполнения.

«Водопровод, сработанный ещё рабами Рима», сегодня известен всем. Но дело не в простой подаче воды из пункта А в пункт Б, а в разветвлённой и продуманной системе её распределения в огромном городе древности, население которого составляло десятки тысяч человек! Не только Древний Рим, но и Междуречье, Древний Египет, не говоря уже о Греции или Китае, были знакомы с канализацией. И древние туалеты отличались от наших разве что материалом, из которого изготовлялись сиденья (тогда это были преимущественно мрамор и известняк).
Эпоха античности закончилась нашествием варваров. На развалинах вырастали христианские города. Шли кровопролитные войны: дикие племена совершали набеги на освоенные прежними жителями земли, крестоносцы шли на Восток отвоёвывать христианские святыни… Войны «смывали» не только прекрасные здания, книгохранилища и царские сокровищницы: в их пламени погибла и культура канализации. Результат не заставил себя ждать: бичом Средневековья стали эпидемии, уносившие тысячи человеческих жизней. И кто бы мог подумать, что причиной всему являются потоки нечистот, беспрепятственно льющиеся по улицам, равно смешивающиеся и с отбросами, и с питьевой водой! Ведь и простые горожане, и принцы крови опорожняли свои ночные горшки прямо из окон – на улицы, нимало не заботясь о личной или общественной гигиене.

Средневековье боялось человеческого тела и считало все его отправления нечистыми, грешными. Думать должно лишь о душе, - говорили мудрецы, - и люди умирали от чумы и холеры, смиренно надеясь обрести вечный покой в райских кущах. Позже, к XVII-XVIII векам, в эпоху Просвещения, человечество стало задумываться о том, что телесные нужды прежде всего естественны, а значит, безобразными быть не могут. Но раздумья ещё пару веков оставались бы теоретическими, когда бы не холера 1830-го года. Эпидемия унесла столько человеческих жизней, что европейские правительства поневоле задумались об установлении централизованной канализационной системы.

Чуть по-иному, чем в Европе, обстояло дело в Древней Руси и в России. Канализационная система древних славянских поселений и первых русских городов – Новгорода или Киева – была сооружена по принципу, напоминавшему римский. Разве что деревянных деталей было существенно больше, ведь на наших территориях основным строительным материалом является дерево, а не камень. Эпоха нашествия монголо-татар культуру канализации не изменила: ханские войска были прекрасно осведомлены о том, что чистота походных туалетов – залог здоровья всего войска. Но вот в эпоху Иоанна Грозного и в последующие десятилетия Смутного времени водостоки замутились – людям стало недосуг поддерживать в чистоте общественные источники, в том числе и этот. И сразу, как и в Европе, начался мор. Ситуация стала потихоньку налаживаться при Петре Первом, да и то лишь в городах. А в народе туалеты презрительно звали «отхожим местом», которое норовили устроить где угодно, вовсе не стремясь хоть как-то благоустроить его. Великолепные дворянские усадьбы (например, знаменитое Кусково), предназначавшиеся для многолюдных приёмов и ассамблей, вовсе не были снабжены удобными всем гостям туалетами. В Москве до рубежа XIX-XX вв. не было и водопровода, подававшего в дома чистую питьевую воду: в нескольких местах в городе (одно из них располагалось у стены Китай-города, на нынешней улице Варварке) били фонтаны, к которым по трубам подходила вода из Москва-реки и других снабжавших город водоёмов. Но потоки нечистот никто толком не разгребал. Канализационный бум начался лишь в начале ХХ столетия. Москва в пределах Садового кольца оказалась канализована достаточно быстро.

Сегодня отношение к естественным человеческим надобностям и местам, где люди их отправляют, поменялось коренным образом и в самую лучшую сторону. Человечество, несмотря ни на какие катаклизмы, думает о гигиене и здоровом теле. Неслучайно 19 ноября под эгидой ЮНЕСКО и ООН объявлено Международным днём туалета, а музеи мира собирают специальные «канализационно-туалетные» коллекции: в Великобритании собрана экспозиция национальных сортиров со всех стран мира (Британский музей) и существует специальный Музей истории туалета (Стоук). В Брюсселе открыт Музей канализации. В Японии, кстати, подобный музей есть давно, а пять старинных отхожих мест попали в разряд памятников, оберегаемых как «важное культурное достояние». Цивилизация же развивается семимильными шагами: даже в деревнях, а особенно на дачах, многие уже предпочитают «биотуалеты». А компьютерные технологии предлагают электронно-управляемые унитазы…
Знамение нашего времени – уважение к отдельному человеку и его потребностям во всех жизненных сферах, в частности – и в области канализации. Мало кто решится сегодня строить загородный дом с «удобствами» во дворе. Это значит, что необходима индивидуальная система стоков – ведь проблема гигиены ясна каждому владельцу коттеджа. Однако современные технологии позволяют добиться многого. Так, для владельцев частных домов самый простой и экономичный способ отвести стоки – подключиться к уже существующей центральной системе канализации (если она есть). Отметим, что современные способы прокладки канализационных сетей предполагают возможность использования труб небольшого диаметра даже в случае удаления вашего дома от коллектора!

Заметим, что в любом случае устройство канализации требует системного подхода, а это значит – наличие удобно расположенного септика, или отстойника (говоря на античный манер, «клоаки»), только не общегородской, а индивидуальной или рассчитанной на сравнительно небольшое количество пользователей. И вот тут начинаются проблемы: ведь использованные воды не должны смешиваться ни с питьевой водой, ни с грунтовыми водами! Тогда уровень грунтовых вод должен быть низким, а почва – песчаной. А ведь это сочетание в наших краях встречается достаточно редко. Поэтому следует озаботиться приобретением индивидуальных очистных сооружений, благо и отечественная, и зарубежная промышленность выпускает их в изобилии. Установки состоят из нескольких резервуаров  и системы трубопроводов, которые обеспечивают накопление и очистку стоков до приемлемого состояния. Твердый осадок (ил) должен регулярно вывозиться ассенизационными машинами. Сегодня такие системы позволяют обеспечить достойный уровень комфорта даже в очень отдаленных от цивилизации местах. Кстати, если скооперироваться с соседями и установить очистные сооружения для нескольких домов, то можно сберечь не только деньги: специфика очистки сточных вод в том, что чем больше очищается, тем чище получается.

Современные технологии стоят на защите интересов человека и природы так же, как тысячелетия назад чистая вода, известняк и мрамор. Канализационные системы сегодня уникальны не только с технологической, но и с этической точки зрения: они равно заботятся об охране, с одной стороны, здоровья людей, с другой – чистоты окружающей среды. Так что мы имеем все возможности приблизиться к гармоничному существованию античного общества – ведь, по мнению современных культурологов, культура вообще начинается с уважения к пресловутому «отхожему месту».